Представительская страница  
АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА
 
ГЛАВНАЯ ИНСТИТУТЫ
Институты > Институт Масштабной Гармонии


ИМаГ

Назад на уровень ИНСТИТУТЫ



© Академия Тринитаризма
info@trinitas.ru

ИНСТИТУТ
МАСШТАБНОЙ ГАРМОНИИ


С.И. Сухонос, директор Института Масштабной Гармонии
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА


Я человек. Я посредине мира.
За мною мириады инфузорий.
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Арсений Тарковский

Воистину центральным вопросом любого мировоззрения является вопрос о МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Во все времена человечество искало ответ на этот вопрос, и в разные эпохи, в различных культурах и традициях оно находило на него разные ответы, привлекая для этого искусство, религию, философию и науку. Мы живем в эпоху научно-технического прогресса, и нравится ли это кому-то или нет, но ответ на этот вопрос в первую очередь дает наука, даже если этот ответ противоречит религиозным и философским традициям. И если вплоть до Н. Коперника наука рассматривала мир человека как центральную область Вселенной, причем центральную не только в геометрическом, но и событийном, физическом смысле, то после Коперника, Бруно, Кеплера и Галилея взгляд на этот вопрос претерпел кардинальное, революционное изменение.

Перенесемся мысленно в средние века. Люди того времени полагали, что их мир - это поверхность плоской Земли, плавающей на китах в Мировом океане и накрытой звездным куполом. Не будем иронизировать по поводу физической смехотворности такой модели мира, обратим внимание на другое - на то, как воспринимал сам себя человек той поры во Вселенной. А воспринимал он свой мир как ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ. Ведь планеты и звезды вращались вокруг этого мира, даже яркое Солнце поднималось над горизонтом и уходило за него по кругу, в центре которого (в любой точке Земли) всегда был наблюдатель. Да и весь космос «был на службе» у человека: Солнце освещало и грело Землю, ночью Луна светила в темноте, звезды подсказывали путь мореплавателю, планеты - судьбу правителю, кометы предупреждали о грядущих катаклизмах. Вот уж действительно «все - на благо человека, все - во имя его».

Безусловно, при этом большинство людей верили, что такое замечательное, уютное, разумное и удобное мироустройство возникло благодаря Творцу, который создал этот мир для человека. Поэтому если говорить только о материальном мире Вселенной, то тут сомнений не было многие века: человек всегда находился в центре физического мироздания. Геометрия и физика, вся связь космических событий с земными - все подтверждало древнему человеку, что это так.

Более того, космос всегда был соизмерим человеку по масштабам, ведь звезды падали на Землю-это было видимым и неоспоримым фактом. Луна представлялась большим куском сыра, планеты вращались на небе с помощью механических шестерен и твердых сфер. Солнце у древних египтян плавало по небесному Нилу на лодке, а в сказках древних народов его могла проглотить птица, крокодил и т.п. Поэтому древнему человеку даже в голову не приходило, что космос - это бескрайние пустые просторы, что любая звезда в миллионы раз больше Земли, что ничего, кроме Луны, на самом деле вокруг Земли не вращается*.

Если теперь посмотреть на теорию Коперника под этим углом зрения, то окажется, что главным в ней было не изменение физического принципа вращения планет и светил, а то, что она полностью разрушала идею центрального положения мира человека во Вселенной. Тем самым она ломала стержень древнего мировоззрения. (Недаром Церковь столетиями активно боролась с учением Коперника.) Однако остановить развитие науки было невозможно. Ведь именно изменение физической картины Вселенной открыло человечеству двери в новую физику, которая через некоторое время принесла термодинамику (паровые двигатели), электродинамику (электричество), аэродинамику (самолеты), а также все, что составляет сегодня практическую основу жизни большинства людей. И вот теперь, когда уже немыслимо отказаться от благ современной науки, оказалось невозможным и не считаться с нарисованной ею картиной мироздания, а она такова.

Где-то сбоку от центра Солнечной системы вращается небольшая, даже по сравнению с Юпитером, планета Земля. Обитатели этой планеты уже знают, что их центральное светило - всего лишь одна из окраинных звезд, которых в архипелаге Галактики - десятки миллиардов. После открытия же Хабблом других галактик оказалось, что и наша Галактика - тоже лишь маленькая часть огромного мира, в котором насчитывается около десяти миллиардов других галактик. Чем же является на этом полотне наша Земля? Пылинкой, соринкой, молекулой? А мир человека сжимается до совсем микроскопических масштабов и теряется на окраинах окраин.

Более того, геометрическая ничтожность дополняется физической бездной ведь за пределами нашего мира доминируют ледяные просторы враждебного и практически пустого космоса, который пронизан губящими все живое излучениями. Спрашивается, есть ли нам дело до этих пустых, враждебных всему живому пространств? Зачем нам думать о них? Ведь для гигантского космоса, где бушуют энергии, разрушающие целые галактики, наша планета - ничтожная мелочь. Да и что может человек изменить в этом мире? Разве только на тонкой верхней пленочке нашей планеты-соринки переместить кое-что? Получается, человек - сам по себе, Вселенная - сама по себе, связь событий в этих двух мирах невозможна из-за различия масштабов и гигантских расстояний. Говорить же о возврате идеи центрального положения человека во Вселенной с научной точки зрения вообще кажется абсурдным и нелепым.

Унылая и, я бы сказал, трагическая картина мироздания рисуется современной наукой. Недаром еще В.И. Вернадский, который очень остро воспринимал этот трагизм, писал: «Увеличивая мир до чрезвычайных размеров, новое научное мировоззрение в то же время низводило человека со всеми его интересами и достижениями -низводило все явления жизни- на положение ничтожной подробности в Космосе». Ничтожная подробность... Вряд ли мы до конца осознаем, насколько эта картина мира проникает во все поры нашего сознания, вплоть до личных и самых глубоких трагедий отдельных людей, которые не могут найти смысла в животном и кратковременном пребывании на поверхности микроатома огромного мира. Эта картина способна внушить только ужас и страх любому, кто всерьез попытается представить себе место жизни в этом гигантском мире, - она оставляет после себя вселенское уныние и тоску. Недаром известный космолог П. Дэвис пишет, что «человечество так и не смогло полностью оправиться от интеллектуального шока, порожденного тем, что Земля утратила свои привилегии».

И не ужасно ли то, что человечество уже никогда не сможет забыть об этих бесконечных пустых пространствах, никогда никакие наблюдения уже не вернут нас к столь уютной и домашней картине Вселенной эпохи средневековья. И мы уже никогда не сможем забыть о собственных мизерных масштабах в этом огромном мире, о нашей пространственной периферийности, забыть о том, что ракета будет лететь до ближайшей звезды тысячи лет. Гипотеза Коперника стала фактом нашего времени, и вычеркнуть этот факт нет никакой возможности. ...И вот, когда уже кажется, что нет выхода из этого мировоззренческого тупика, что накопление фактов о дальних галактиках и о глубинах космоса все более унижает человека, делает его все более ничтожным элементом Вселенной, в этот момент вдруг, сквозь хаос накопленной информации, появляется проблеск красивейшей картины мира, в которой человек занимает не случайное, а ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Однако это положение является центральным не в обычном и привычном для всех трехмерном пространстве, а в иерархическом мироустройстве. Можно назвать его МАСШТАБНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. Чтобы понять, насколько важен для всех нас этот объективный научный факт - центральное положение жизни в масштабном пространстве, необходимо сначала показать, что это пространство играет во Вселенной главенствующую роль и что события, происходящие по законам трехмерного пространства, являются лишь следствием причин, которые зарождаются в этом неизвестном пока для нас измерении.